Ателье по ремонту одежды является примером функционирования рынка:
Ателье по ремонту одежды является примером функционирования рынка:
Система норм и правил поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа, — это:
Элементом(-ами) духовной культуры является(-ются):
В Древнем Риме слово «культура» обозначало:
Стадия избирательного процесса в Республике Беларусь, которая следует непосредственно за стадией назначения даты выборов, — это:
Политическая культура личности проявляется в практических действиях по:
Практическим проявлением политической культуры личности является участие в:
В соответствии с технологическим подходом традиционное общество характеризуется:
Национально-экономические интересы Республики Беларусь предполагают:
Институты социальной сферы общественной жизни — это институты:
Укажите неверное суждение об искусстве:
По степени напряженности различают международные отношения:
Выберите основные признаки государства из предложенного списка:
а) территория и население; б) единая денежная система; в) государственный суверенитет; г) единый государственный язык; д) система специальных органов по управлению обществом.
Укажите верное суждение.
Прочитайте цитату известного ученого У. Ростоу: «Хотя централизованное политическое управление часто существовало в той или иной форме в_____________, несмотря на относительную автаркию отдельных территорий, центр тяжести политической власти находился все же, как правило, в районах — в руках тех, кто владел или распоряжался землею. Собственники земель оказывали, большей частью, глубокое, хотя и не всегда одинаково сильное, влияние на центральную власть, опиравшуюся на своих чиновников и воинов и имевшую более широкие интересы, чем интересы районов». В данной цитате автор характеризует:
По объекту рынки бывают:
Укажите две черты смешанной экономической системы.
1) господство командно-административных способов управления экономикой
2) существование государственных предприятий в стратегически важных отраслях промышленности
3) регулирование распределительных отношений
4) отсутствие правового регулирования хозяйственной деятельности
5) государственное регулирование экономических процессов
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 12... .
Определите два направления, характерные для региональной социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
1) сохранение и восстановление историко-культурного наследия
2) создание агропромышленных комплексов
3) совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса
4) внедрение ресурсосберегающих технологий в регионах, ориентированных на Привозное сырье
5) развитие агротуристических комплексов
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 12... .
Укажите два основания, согласно которым по Трудовому кодексу Республики Беларусь срочный трудовой дого
вор может быть расторгнут нанимателем досрочно.
1) Неисполнение работником данного ему поручения;
2) опоздание на работу на 30 минут;
3) отсутствие работника на рабочем месте более трех часов без уважительной причины;
4) ликвидация организации;
5) временная нетрудоспособность в течение двух месяцев.
Установите соответствие между функцией семьи и ее характеристикой.
А) хозяйственно-бытовая
Б) эмоционально-психологическая
В) воспитательно-регулятивная
1) развитие нравственных качеств ребенка
2) поддержка и поощрение успехов членов семьи
3) обеспечение условий жизнедеятельности
4) воспроизводство человека как биологического вида
Установление контактов между людьми с помощью жестов, позы, походки, мимики, глаз составляет _____ средства общения.
Укажите две особенности Республики Беларусь как светского государства:
1) независимость статуса гражданина от его религиозных взглядов
2) независимость государства в международных отношениях
3) равноправие граждан в сфере политики
4) возможность распространения атеистических взглядов
5) зависимость статуса гражданина от его религиозной ориентации
Установите соответствие.
А) регулирующая
Б) селективная
В) информационная
1) содействие сокращению затрат на производство товаров
2) содействие установлению баланса спроса и предложения товаров на рынке
3) освобождение общественного производства от нежизнеспособных участников товарно-денежных отношений
4) предоставление сведений, необходимых участникам рыночных отношений
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б4В3. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться вообще.
Экономическое явление, которое:
а) означает любой приток денежных средств;
б) выступает в первичной и вторичной форме;
в) является вознаграждением владельца факторов производства в рыночной экономике, — это _______.
Расположите права в последовательности, соответствующей возрасту, в котором они предоставляются согласно законодательству Республики Беларусь (от более раннего возраста к более зрелому).
1) Право вносить вклады в кредитные учреждения.
2) Право голосовать на выборах в местные Советы депутатов.
3) Право выдвигать свою кандидатуру на выборах Президента Республики Беларусь.
4) Право быть избранным в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
5) Право самостоятельно заключать трудовой договор.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 43215.
Выберите верные утверждения, характеризующие культуру.
1) Массовая культура начала складываться в ранний период истории человечества.
2) Элитарная культура ориентирована на каждодневное потребление широкими слоями населения.
3) Отличительной чертой культурной элиты является стремление к созданию высших ценностей культуры.
4) Народная культура обычно создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
5) Субкультура составляет основу доминирующей культуры.
6) Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил.
Согласно законодательству Республики Беларусь несовершеннолетние получают право самостоятельно распоряжаться своей стипендией и иными собственными доходами начиная с возраста_______лет.
Укажите ДВЕ функции политических партий:
1) предупредительная функция;
2) воспитательная функция;
3) рекреативная функция;
4) функция представительства;
5)оздоравливающая функция.
Укажите ДВЕ характеристики Всебелорусского народного собрания:
1) осуществляет правосудие;
2) утверждает концепцию национальной безопасности;
3) является Правительством Республики Беларусь;
4) обеспечивает гражданское согласие;
5) осуществляет руководство нотариатом;
6) считается органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на ______ , исполнительную и судебную».
Укажите ДВА политических права, зафиксированные в Конституции Республики Беларусь:
1) право на свободу собраний;
2) право на образование;
3) право на свободу печати;
4) право на юридическую помощь;
5) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
6) право сохранять национальную принадлежность и выбирать язык общения.
Дополните схему, используя приведенные в правом столбце данные.
1) юридический прецедент
2) правовой статус
3) англосаксонская
4) правовой обычай
5) мусульманская
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В4. Помните, один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
Установите соответствие.
A) селективная
Б) стимулирующая
B) регулирующая
1) предоставление сведений о динамике цен на товары
2) избавление экономики от неконкурентных участников
товарно-денежных отношений
3) содействие выпуску производителями более дешевого и
качественного товара
4) поддержание равновесия спроса и предложения на товары через механизм
рыночного ценообразования
Установите соответствие.
A) коллективизм
Б) буллинг
B) индивидуализм
1) систематичная и намеренная травля человека группой лиц
2) восприятие неудач как дела обычного, а хороших событий как случайности
3) признание приоритета личностных целей и интересов над коллективными
4) согласие с позицией группы в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями группы
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова (словосочетания) из предложенного списка. Выбирайте слова (словосочетания) последовательно, мысленно вставляя их в нужной форме.
В любом конфликте можно выделить несколько составляющих. Основными действующими лицами конфликта являются люди, между которыми существует противоречие, этих людей А)______ . Инициатор конфликта — это Б) ______ . Основное противоречие, по поводу которого люди вступают в противоборство, называется В)______.
Cлова (словосочетания):
1) сторона, начавшая конфликтные действия
2) совокупность обстоятельств, влияющих на развитие конфликта
3) предмет конфликта
4) называют оппонентами
5) условие конфликта
6) называют компонентами
Установите соответствие.
A) олигополия
Б) монополия
B) свободная конкуренция
1) на рынке действует большое количество продавцов, предлагающих однородную продукцию и не имеющих возможности влиять на рыночную цену
2) вид несовершенной конкуренции, при котором существует множество продавцов дифференцированной продукции, стремящихся убедить покупателя в уникальности и непревзойденном качестве своего товара
3) существует небольшое количество продавцов, которые господствуют на рынке (например, в нефтяной или газовой промышленности)
4) исключительное право производства принадлежит одному физическому лицу или компании
Установите соответствие.
Социолог
Вклад в науку
1) выделил ключевые ценности науки: универсализм, общность, организованный скептицизм, незаинтересованность
2) является автором теории социального действия, выделил его основные признаки и типы
3) разработал теории индустриального и постиндустриального общества
4) разработал теорию социального поля, основными ресурсами которого выступают различные виды общественного капитала
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В4. Помните, один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
Установите соответствие.
A) А. Тойнби
Б) Н. Данилевский
B) С. Хантингтон
1) понимал историю как развитие отдельных культурно-исторических типов
2) рассматривал цивилизацию как заключительную стадию в развитии культуры
3) считал, что надлом и разложение цивилизации связаны с утратой творческим меньшинством способности успешно находить ответы на вызовы времени
4) создал работу «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»